ВРЕМЯ
ДИСКУССИЙ ВОКРУГ ДАМБЫ ПРОШЛО. НАЧАЛАСЬ РАБОТА
Проект завершения строительства КЗС
Основные инженерные идеи, заложенные в проект Комплекса защитных сооружений,
созданный институтом Ленгидропроект совместно с учеными и инженерами
ведущих проектных и исследовательских организаций страны, выдержали
испытание временем.
Спустя десятилетия эксперты, в том числе и международные, признали:
концепция и решения, предложенные проектировщиками изначально, были
профессиональными – дамба не причинит вреда водной среде и выполнит
свое предназначение.
Весной
этого года правительством России рассмотрен проект программы завершения
строительства КЗС. Продолжается работа по корректировке проектных решений.
Какие изменения будут внесены в проект, насколько это повысит надежность
сооружений, рассказывает директор института Ленгидропроект Алексей Лапшин.
– Алексей Александрович, после большого перерыва работы
на строительстве КЗС возобновились. Как специалистами оценивается готовность
объекта?
– Сегодня освоены около 50% капитальных вложений. Введены во временную
эксплуатацию все северные водопропускные сооружения, в основном отсыпаны
защитные дамбы, кроме километрового участка в районе Морского канала.
– Строительство велось по первоначальному проекту, утвержденному
еще Советом министров СССР в 1978 году?
– Основные характеристики проекта: длина и состав защитных сооружений,
предусмотренных в Комплексе, и их параметры – не изменятся и после корректировки
проекта.
Напомню, в состав КЗС входят расположенные на трассе длиной более 25
километров 11 каменно-земляных защитных дамб, шесть водопропускных сооружений,
предназначенных для сохранения естественного гидрологического режима
Невской губы, и два судопропускных сооружения – С-1 и С-2, необходимых
для прохода морского транспорта через створ защитного комплекса.
Кроме того, проектом предусмотрено возведение по гребню дамбы участка
кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с подводным автотранспортным
тоннелем, мостами на сооружениях КЗС и транспортными развязками на острове
Котлин и южном берегу.
То есть вторая важная составляющая этого проекта – транспортная. КАД
без участка от Горской до Бронки не станет «кольцом», которое обеспечит
прямой транзит транспорту вне городской застройки. С 1984 года сухопутная
транспортная связь с Кронштадтом осуществляется по северному участку
КЗС по временной схеме.
– Если параметры КЗС останутся прежними, насколько необходимо
вносить изменения в проект?
– С советских времен, когда разрабатывался и утверждался проект, трансформировались
и российские, и международные нормативы, изменились условия судоходства
в акватории, требования к строительным материалам. Но, самое главное,
изменения, которые будут внесены в проект, повысят надежность КЗС, экологическую
безопасность.
Корректировку проекта по заданию Росстроя РФ ведет консультант-проектировщик
– международный консорциум, в который входят западные компании: Halcrow
(Великобритания), DHV (Нидерланды) и «Норплан» (Норвегия), – совместно
с Ленгидропроектом, Ленморниипроектом и другими российскими организациями.
–
Какие корректировки предполагается внести?
– Проведены дополнительные изыскания, выпущен новый проект подходного
канала к южному судопропускному сооружению С-1. В первоначальном варианте
канал имел два поворота. Сейчас повороты исключены: подходной канал
будет прямым, что облегчит прохождение судов.
Изменения претерпит весьма ответственный элемент конструкции КЗС – плавучий
затвор южного судопропускного сооружения, который перекрывает самое
большое отверстие дамбы шириной в 200 метров и глубиной 16 метров. Цель
корректировки – обеспечение работоспособности затвора при уточненных
параметрах максимально возможной высоты волн и критической ледовой обстановки.
Изменится проект электротехнических систем КЗС, в том числе внешнее
электроснабжение, системы управления, связи и безопасности. Кроме того,
будет модернизирована и система предупреждения об угрозе наводнения
(СПУН).
Обновится проект автодороги первой категории по трассе КЗС, участок
не только замкнет дорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга, но позволит
вывести транзитный транспорт за пределы городской черты, что значительно
улучшит экологическую обстановку в Санкт-Петербурге.
Экологической безопасности КЗС вообще отводится особое внимание разработчиков.
В дополнение к ранее принятым инженерным решениям, которые минимизируют
влияние дамбы на гидрологический режим, разрабатывается проект очистки
ливневых стоков с автодороги по КЗС.
Вместо ранее предусмотренной очистки стоков с помощью фильтрации через
тело защитных сооружений предполагается на всех 11 каменно-земляных
дамбах, которые являются основанием трассы, расположить локальные очистные
сооружения.
На территориях судопропускных сооружений, ремонтно-эксплуатационной
базы КЗС, где разместится обслуживающий персонал, проектом также предусмотрена
очистка сточных вод с помощью местных локальных очистных сооружений.
–
Экологическая составляющая проекта всегда была под бдительным оком общественности,
депутатов, природоохранных служб. Насколько сложно было соответствовать
требованиям?
– Действительно, при разработке проекта экологическое состояние акватории
изучалось по особой методике, специальной программе, много времени уделялось
прогнозам, изменениям, учитывались различные варианты реализации водоохранных
мероприятий – предпринималось все для того, чтобы свести к минимуму
влияние КЗС на окружающую среду.
Широкий комплекс натурных, модельных и теоретических исследований, выполненных
Ленгидропроектом и исследовательскими организациями страны, показал,
что защитные сооружения при открытых водо- и судопропускных отверстиях
сохраняют естественный гидрологический режим Невской губы, экологическое
состояние которого определяется объемом и качеством очистки сточных
вод Санкт-Петербурга.
Расчетами установлено, что состояние акватории Невской губы будет улучшаться
по мере ввода очистных сооружений городской канализации и проведения
природоохранных мероприятий. Конечно, использование регулирующей возможности
водопропускных отверстий защитных сооружений позволит улучшить проточность
отдельных зон акватории.
Многочисленные экологические экспертизы не смогли опровергнуть выводы
природоохранных разделов проекта КЗС.
В процессе строительства комплекса до сих пор продолжаются гидрологические
и натурные исследования, осуществляется постоянный контроль экологического
состояния акватории Невской губы, восточной части Финского залива, результаты
которых подтверждают правильность выводов экологической части проекта
КЗС.
– Алексей Александрович, кто ваши парнеры в этом проекте?
– Без преувеличения скажу – мы всегда привлекали лучших специалистов
из различных областей науки и практики. Работы по корректировке проекта,
подготовке документации для проведения конкурсных процедур, по подбору
подрядчиков, авторскому надзору над строительством ведутся на договорной
основе под руководством консорциума, в тесном сотрудничестве со специализированными
российскими проектными, конструкторскими и исследовательскими организациями,
которых объединяет институт Ленгидропроект как генеральный проектировщик.
Совместно с Ленморниипроектом, ОАО «Трансмост», ЦКБ «Рубин» и другими
организациями мы работаем над С-1 и С-2. Совместно с Ленгипроинжпроектом
– по автодороге и с ОАО «ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева» – по исследованиям
объектов и конструкций КЗС.
Работы по экологической тематике ведет Ленгидропроект в тесном сотрудничестве
с Северо-Западным управлением гидрометеослужбы, Государственным гидрологическим
институтом и другими специализированными организациями.
Заказчиков – Росстрой РФ и правительство города – мы постоянно информируем
об экологическом состоянии акватории в зоне влияния строящегося КЗС.
Институт Ленгидропроект, ведущий свою историю с 1917 года,
является лидером в области проектирования объектов гидроэнергетики и
водного хозяйства. За время существования института по проектам его
инженеров было построено, восстановлено и реконструировано 80 гидроэлектростанций,
в том числе самые крупные в России: Красноярская и Саяно-Шушенская.
Разработаны проекты Волго-Балтийского водного пути, плотин, гидростанций,
действующих по всему миру. Сегодня по разработкам института ведется
сооружение 9 крупных ГЭС.
Роза Михайлова
Санкт-Петербург,
пр. Испытателей, д. 22
Тел. 395-2901, факс 394-4426