Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 81 октябрь 2005
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



ВРЕМЯ ДИСКУССИЙ ВОКРУГ ДАМБЫ ПРОШЛО. НАЧАЛАСЬ РАБОТА
Проект завершения строительства КЗС

Основные инженерные идеи, заложенные в проект Комплекса защитных сооружений, созданный институтом Ленгидропроект совместно с учеными и инженерами ведущих проектных и исследовательских организаций страны, выдержали испытание временем.
Спустя десятилетия эксперты, в том числе и международные, признали: концепция и решения, предложенные проектировщиками изначально, были профессиональными – дамба не причинит вреда водной среде и выполнит свое предназначение.

Директор института Ленгидропроект Алексей Александрович ЛапшинВесной этого года правительством России рассмотрен проект программы завершения строительства КЗС. Продолжается работа по корректировке проектных решений. Какие изменения будут внесены в проект, насколько это повысит надежность сооружений, рассказывает директор института Ленгидропроект Алексей Лапшин.

– Алексей Александрович, после большого перерыва работы на строительстве КЗС возобновились. Как специалистами оценивается готовность объекта?
– Сегодня освоены около 50% капитальных вложений. Введены во временную эксплуатацию все северные водопропускные сооружения, в основном отсыпаны защитные дамбы, кроме километрового участка в районе Морского канала.

– Строительство велось по первоначальному проекту, утвержденному еще Советом министров СССР в 1978 году?
– Основные характеристики проекта: длина и состав защитных сооружений, предусмотренных в Комплексе, и их параметры – не изменятся и после корректировки проекта.
Напомню, в состав КЗС входят расположенные на трассе длиной более 25 километров 11 каменно-земляных защитных дамб, шесть водопропускных сооружений, предназначенных для сохранения естественного гидрологического режима Невской губы, и два судопропускных сооружения – С-1 и С-2, необходимых для прохода морского транспорта через створ защитного комплекса.
Кроме того, проектом предусмотрено возведение по гребню дамбы участка кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с подводным автотранспортным тоннелем, мостами на сооружениях КЗС и транспортными развязками на острове Котлин и южном берегу.
То есть вторая важная составляющая этого проекта – транспортная. КАД без участка от Горской до Бронки не станет «кольцом», которое обеспечит прямой транзит транспорту вне городской застройки. С 1984 года сухопутная транспортная связь с Кронштадтом осуществляется по северному участку КЗС по временной схеме.

– Если параметры КЗС останутся прежними, насколько необходимо вносить изменения в проект?
– С советских времен, когда разрабатывался и утверждался проект, трансформировались и российские, и международные нормативы, изменились условия судоходства в акватории, требования к строительным материалам. Но, самое главное, изменения, которые будут внесены в проект, повысят надежность КЗС, экологическую безопасность.
Корректировку проекта по заданию Росстроя РФ ведет консультант-проектировщик – международный консорциум, в который входят западные компании: Halcrow (Великобритания), DHV (Нидерланды) и «Норплан» (Норвегия), – совместно с Ленгидропроектом, Ленморниипроектом и другими российскими организациями.

– Какие корректировки предполагается внести?
– Проведены дополнительные изыскания, выпущен новый проект подходного канала к южному судопропускному сооружению С-1. В первоначальном варианте канал имел два поворота. Сейчас повороты исключены: подходной канал будет прямым, что облегчит прохождение судов.
Изменения претерпит весьма ответственный элемент конструкции КЗС – плавучий затвор южного судопропускного сооружения, который перекрывает самое большое отверстие дамбы шириной в 200 метров и глубиной 16 метров. Цель корректировки – обеспечение работоспособности затвора при уточненных параметрах максимально возможной высоты волн и критической ледовой обстановки.
Изменится проект электротехнических систем КЗС, в том числе внешнее электроснабжение, системы управления, связи и безопасности. Кроме того, будет модернизирована и система предупреждения об угрозе наводнения (СПУН).
Обновится проект автодороги первой категории по трассе КЗС, участок не только замкнет дорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга, но позволит вывести транзитный транспорт за пределы городской черты, что значительно улучшит экологическую обстановку в Санкт-Петербурге.

Экологической безопасности КЗС вообще отводится особое внимание разработчиков. В дополнение к ранее принятым инженерным решениям, которые минимизируют влияние дамбы на гидрологический режим, разрабатывается проект очистки ливневых стоков с автодороги по КЗС.
Вместо ранее предусмотренной очистки стоков с помощью фильтрации через тело защитных сооружений предполагается на всех 11 каменно-земляных дамбах, которые являются основанием трассы, расположить локальные очистные сооружения.
На территориях судопропускных сооружений, ремонтно-эксплуатационной базы КЗС, где разместится обслуживающий персонал, проектом также предусмотрена очистка сточных вод с помощью местных локальных очистных сооружений.

– Экологическая составляющая проекта всегда была под бдительным оком общественности, депутатов, природоохранных служб. Насколько сложно было соответствовать требованиям?
– Действительно, при разработке проекта экологическое состояние акватории изучалось по особой методике, специальной программе, много времени уделялось прогнозам, изменениям, учитывались различные варианты реализации водоохранных мероприятий – предпринималось все для того, чтобы свести к минимуму влияние КЗС на окружающую среду.
Широкий комплекс натурных, модельных и теоретических исследований, выполненных Ленгидропроектом и исследовательскими организациями страны, показал, что защитные сооружения при открытых водо- и судопропускных отверстиях сохраняют естественный гидрологический режим Невской губы, экологическое состояние которого определяется объемом и качеством очистки сточных вод Санкт-Петербурга.
Расчетами установлено, что состояние акватории Невской губы будет улучшаться по мере ввода очистных сооружений городской канализации и проведения природоохранных мероприятий. Конечно, использование регулирующей возможности водопропускных отверстий защитных сооружений позволит улучшить проточность отдельных зон акватории.
Многочисленные экологические экспертизы не смогли опровергнуть выводы природоохранных разделов проекта КЗС.
В процессе строительства комплекса до сих пор продолжаются гидрологические и натурные исследования, осуществляется постоянный контроль экологического состояния акватории Невской губы, восточной части Финского залива, результаты которых подтверждают правильность выводов экологической части проекта КЗС.

– Алексей Александрович, кто ваши парнеры в этом проекте?
– Без преувеличения скажу – мы всегда привлекали лучших специалистов из различных областей науки и практики. Работы по корректировке проекта, подготовке документации для проведения конкурсных процедур, по подбору подрядчиков, авторскому надзору над строительством ведутся на договорной основе под руководством консорциума, в тесном сотрудничестве со специализированными российскими проектными, конструкторскими и исследовательскими организациями, которых объединяет институт Ленгидропроект как генеральный проектировщик. Совместно с Ленморниипроектом, ОАО «Трансмост», ЦКБ «Рубин» и другими организациями мы работаем над С-1 и С-2. Совместно с Ленгипроинжпроектом – по автодороге и с ОАО «ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева» – по исследованиям объектов и конструкций КЗС.
Работы по экологической тематике ведет Ленгидропроект в тесном сотрудничестве с Северо-Западным управлением гидрометеослужбы, Государственным гидрологическим институтом и другими специализированными организациями.
Заказчиков – Росстрой РФ и правительство города – мы постоянно информируем об экологическом состоянии акватории в зоне влияния строящегося КЗС.


Институт Ленгидропроект, ведущий свою историю с 1917 года, является лидером в области проектирования объектов гидроэнергетики и водного хозяйства. За время существования института по проектам его инженеров было построено, восстановлено и реконструировано 80 гидроэлектростанций, в том числе самые крупные в России: Красноярская и Саяно-Шушенская. Разработаны проекты Волго-Балтийского водного пути, плотин, гидростанций, действующих по всему миру. Сегодня по разработкам института ведется сооружение 9 крупных ГЭС.

Роза Михайлова

Санкт-Петербург,
пр. Испытателей, д. 22
Тел. 395-2901, факс 394-4426


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна