КАЖДЫЙ СЕЗОН – ПОДВИГ
Качество подготовки к зиме
В середине сентября в Петербурге завершились работы по подготовке
к отопительному сезону – паспорта готовности были оформлены практически
на все здания государственного жилфонда.
Об
итогах подготовки к зиме, о том, насколько реформы в системе управления
городским коммунальным хозяйством повлияли на темпы и качество ремонтных
работ, о проблемах, которые предстоит решать, мы говорим с председателем
Жилищного комитета правительства Петербурга Юнисом Лукмановым.
– Юнис Халитович, обычно кампания по подготовке к отопительному
сезону в городе проходила как боевая операция – заседали штабы, принимались
экстренные решения, а ремонт продолжался до холодов... В этом году коммунальщики
уже в начале сентября объявили, что жилищный фонд к зиме готов. Можно
ли говорить, что это результат реформ, которые идут в жилищно-коммунальной
отрасли?
– До тех результатов, которые все мы ждем от реформ в жилищно-коммунальном
хозяйстве, еще далеко. Но, думаю, даже когда мы основательно продвинемся
в преобразованиях и отрасль будет работать более эффективно, подготовка
к отопительному сезону останется важной и необходимой городской кампанией.
Петербург не просто особенный город – это единственный в мире северный
мегаполис, который находится в специфических климатических условиях.
У нас ведь не только долгая зима: в течение года температура воздуха
до 130 раз переходит от плюса к минусу и наоборот. Всем известно, насколько
губительны такие колебания температур при постоянно высокой влажности
воздуха для фасадов, кровель, инженерных сетей. Напомню, на содержании
города находится 89% жилищного фонда – это 18 497 зданий. Так что место
подвигам останется – готовиться к зиме придется всегда. Другое дело,
что методы, способы управления процессом должны измениться в лучшую
сторону.
– Этот процесс уже начался?
– Что касается нынешней кампании, действительно, в этом году все мероприятия
по текущему и капитальному ремонту, запланированные в рамках подготовки
к отопительному сезону, выполнялись четко по графику. И в этом, несомненно,
заслуга предприятий «Жилкомсервиса» и компаний, которые победили в конкурсах
на право управления жилищным фондом.
Кроме того, и правительство уделяло огромное внимание решению жилищно-коммунальных
проблем, достаточно сказать, что бюджетные ассигнования на капитальный
ремонт жилфонда увеличились по сравнению с прошлым годом более чем в
два раза и составили 4630 миллионов рублей. Что и дало возможность выполнить
достаточно большой объем работ.
Жилищным комитетом были направлены в районы на капитальный ремонт кровель
почти 26% от общего объема ассигнований, на капремонт инженерных коммуникаций
потрачено 22, 5% средств. Программа текущего ремонта предусматривала
утепление общего контура зданий: ремонт окон, дверей, герметизацию панельных
швов.
К 15 сентября паспорта готовности были оформлены практически на все
здания государственного жилищного фонда. То есть системы теплоснабжения,
водоснабжения, канализации, газовое оборудование готовы к работе в зимних
условиях. При этом все работы капитального характера мы планируем завершить
до объявления режима периодического протапливания зданий. Это относится,
например, к 181 зданию, которые находятся в Петроградском районе и сосредоточены
в зоне реконструкции котельных и систем теплоснабжения ОАО «Газпром».
– Как обеспечивалось качество работ при таких высоких темпах?
– С января 2005 года изменились функции государственных учреждений «Жилищные
агентства», которые теперь стали представителями города по вопросам
реализации государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного
фонда, перестав быть одновременно заказчиком, подрядчиком и контрольным
органом. Они вправе применить экономические санкции к предприятиям «Жилкомсервиса»,
выступающим теперь в качестве подрядчика. И пользуются этим правом.
Но в целом, считаю, мы эффективно использовали средства, отпущенные
городом на капитальный ремонт жилищного фонда, и в первую очередь за
счет грамотной организации работ. Например, ремонт систем центрального
отопления, водопроводов, канализации, домовых электросетей проводился
не выборочно, частями, в аварийном режиме, чтобы только до весны продержаться,
а системно, в комплексе, после предварительного обследования домов.
В результате в 114 домах капитально отремонтированы системы центрального
отопления, в 317 – водопроводы и канализация, в 163 жилых зданиях –
системы горячего водоснабжения, в 208 – электросети.
Немаловажный показатель качества работы коммунальных служб – снижение
числа претензий от населения. По некоторым показателям, в частности
по водоснабжению, число жалоб снизилось на 40%. Достигнуть этого удалось
благодаря сотрудничеству коммунальщиков с ГУП «Водоканал». Обследования
сетей проводились совместными усилиями, что позволяло найти эффективное
инженерное решение и, как следствие, качественно выполнять ремонтные
работы.
Наконец, коммунальные компании, действующие на рынке, стараются использовать
только современные технологии, и зарубежные, и отечественные. Сегодня
рынок строительных материалов, сантехнического оборудования стабилизировался,
и поставщики, которые выполняют все обязательства, гарантии по срокам
службы оборудования и материалов, хорошо известны.
– Насколько активно коммунальный бизнес внедряется в управление
и обслуживание городским жилищным фондом, как вообще распределяются
силы?
– Обслуживание государственного жилищного фонда ведут 46 акционерных
предприятий «Жилкомсервис» со стопроцентным государственным капиталом
и 9 частных компаний, которые победили в открытых конкурсах. Победители
получили право на заключение договоров на организацию управления и обеспечение
технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга. Частные
компании обслуживают более 2 миллионов кв. м жилья. В период подготовки
к отопительному сезону у них не было проблем – все прошло нормально.
В сентябре были подведены итоги конкурсов еще по 26 лотам. Среди победителей
3 частные компании, которые уже приступают к работе.
– Юнис Халитович, вы сказали, что число претензий граждан
к жилищно-коммунальным службам снизилось, но проблемы все-таки остаются.
Какие из них наиболее трудные?
– Не уменьшается число жалоб от населения по поводу работы лифтового
хозяйства. Это понятно, в городе более 10 тысяч лифтов прослужили свыше
20 лет. Приходят в негодность мягкие кровли, поскольку технология их
устройства изначально была неэффективной, то же самое происходит и с
системами пожарной безопасности.
10,5 млн кв. м жилья требует капитального ремонта и реконструкции с
расселением, более 30 млн кв. м жилой площади нуждается в выборочной
реконструкции и обновлении.
Это следствие того, что долгие годы в Петербурге не проводились профилактические
мероприятия по содержанию и ремонту жилищного фонда. Известно, что затраты
на содержание аварийных домов могут быть выше расчетных от 20 до 80%.
Чтобы ликвидировать проблемы, связанные с недоремонтом жилья, потребуются
огромные деньги: только по предварительным расчетам более двух с половиной
городских бюджетов.
– Значит, капитальный ремонт аварийного жилья может растянуться
на десятилетия?
– Я не сказал, что способов решения этой проблемы не существует. Выход
мы видим в использовании внебюджетных источников финансирования, привлечении
средств, где инвестор по соглашению с правительством мог бы участвовать
в ремонте и расселении аварийного жилищного фонда. Конечно, нам следует
создать приемлемый для инвесторов и выгодный для города и горожан механизм
сотрудничества.
360,8 тыс. кв. м кровель были обновлены к концу лета.
34 тыс. м стеновых панельных швов на домах загерметизированы.
Отремонтированы:
35 518 оконных заполнений,
28 тысяч дверей;
заменены километры инженерных коммуникаций - почти вдвое больше, чем
в прошлом сезоне.
Роза Михайлова