Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 81 октябрь 2005
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



ВНАЧАЛЕ БЫЛА СХЕМА…
Реализован проект достройки ЮЗОС

Благодаря разработанной сотрудниками ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» уникальной схеме финансирования на основе государственно-частного партнерства был реализован проект завершения строительства Юго-Западных очистных сооружений – важнейшего международного экологического проекта в регионе Балтийского моря.

Первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ГУП «Водоканал СПб» Е.И.ЦеликовСанкт-Петербург долгое время считался одним из основных загрязнителей Балтийского моря. Пуск ЮЗОС 22 сентября 2005 года коренным образом изменил положение и города, и ГУП «Водоканал СПб», поднимая его работу на новую высоту.
Для реализации проекта завершения строительства ЮЗОС была создана уникальная финансовая схема государственно-частного партнерства, при которой были объединены государственные и частные средства, предоставленные в виде кредитов, займов и безвозмездной технической помощи.
Благодаря успешному применению этой схемы был совершен прорыв в международном сотрудничестве, ибо она доказывала возможность эффективного и равноправного сотрудничества между частными финансовыми структурами Европы и российскими государственными структурами. Неслучайно эта схема получила высокую оценку европейского сообщества на саммите мэров городов в Париже (сентябрь 2003 года).

Об особенностях примененной схемы мы беседуем с первым заместителем генерального директора по экономике и финансам ГУП «Водоканал СПб» Е. И. Целиковым.
– Схема финансирования ЮЗОС с идеей целевой программы возникла как альтернатива государственной гарантии субъекта Российской Федерации. С ней мы и вышли к западным партнерам.

– Не показалось ли им дерзким такое предложение?
– Показалось. Потому что это действительно нестандартная для Запада схема. Там привыкли к другому – прямым кредитам, прямым гарантиям бюджета. Именно поэтому ее утверждение от начала разговора до подписания документов заняло почти три года. Три года переговоров, изучения огромного количества бумаг, работа с экспертами зарубежных компаний, которые также детально эту схему изучали со всех сторон. Да даже собрать в одно время в одном месте, выслушать и учесть все мнения 15 участников – организационно непросто! Но в итоге все пришли к мнению, что это абсолютно корректная и вполне реализуемая схема.

Замечу, что важным при обсуждении явилось участие Северного инвестиционного банка, действующего в тандеме с Европейским банком реконструкции и развития. Ведь у этих кредитных организаций был опыт работы с «Водоканалом» – уже реализованные проекты, в которых «Водоканал» как государственное предприятие напрямую выступал заемщиком данных структур.

– В чем уникальность созданной схемы финансирования?
– Во-первых, в том, что в ней соединен и частный капитал и государственный. А во-вторых, в том, что в данном случае не было прямых государственных гарантий субъекта РФ.
В данном случае мы пошли через закон о специальной целевой программе, в которой оговорена вся процедура реализации проекта, при этом важно отметить, что в бюджете Санкт-Петербурга предусматриваются средства в размере, не превышающем объем обязательств ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по проекту в каждом соответствующем году (см. схему).

– ЮЗОС управляется на условиях концессии?
– В нашем случае нет никакой концессии. С участием опытных шведских и финских строительных фирм была создана целевая компания «Эковод», которая заключила с «Водоканалом» договор на управление эксплуатацией, что позволяет эксплуатировать такое высокотехнологичное сооружение, как ЮЗОС, с максимальной эффективностью. Заказчиком же работ по завершению строительства и вводу в эксплуатацию ЮЗОС, а также заемщиком международных банков выступала другая компания, которая, завершив ЮЗОС, передала его «Водоканалу» в собственность и теперь за счет средств покупной цены, получаемых на условиях рассрочки платежа, будет погашать привлеченные кредиты и выплачивать проценты. Кстати, «Водоканал» уже начал выполнять свои обязательства перед компанией-заказчиком: не так давно был проведен первый платеж в счет выплаты покупной цены ЮЗОС.

– Евгений Иванович, предполагает ли «Водоканал» использовать схему в своих следующих проектах?
– Думаю, абсолютно точно скопировать ее не удастся, да это и не к чему: в каждом конкретном проекте будут свои нюансы, своя специфика. Но ее идеология – специальная целевая программа, специальная компания – без сомнения, будет использоваться в дальнейшем.

– Почему в финансировании проекта не участвовали российские банки?
– Такой вопрос мы прорабатывали. Но слишком длительный срок реализации проекта (момент окончательного погашения кредитов –2017 год) и объемы инвестиций пока делают такой проект не выгодным для российских банков. Однако в принципе мы не отвергаем такую возможность.

Схема финансирования ЮЗОС была высоко оценена европейским сообществом на саммите мэров городов в Париже в сентябре 2003 года. Инициаторам и финансирующим организациям, среди которых ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», вручена награда «за достижения в области охраны окружающей среды в сфере инвестиций в муниципальную инфраструктуру», ежегодно присуждаемая международным журналом «Project Finance» (Великобритания).
«Структура проекта уникальна – государственно-частное партнерство, в основе которого лежит сотрудничество между европейскими финансовыми институтами, подрядчиками из стран Северной Европы, международными донорами и местными органами власти», – гласит надпись на награде.
Успешная реализация проекта завершения строительства ЮЗОС отмечена также премией правительства Швеции за вклад в охрану окружающей среды Балтийского моря (Swedish Baltic Sea Award).

«ЮЗОС – это наш очередной шаг по пути укрепления экологической безопасности града Петра, – сказано в послании к потомкам, вложенном в капсулу вместе с первым камнем на строительстве проектируемого на ЮЗОС цеха по сжиганию осадка сточных вод. – Мы надеемся, что наш вклад в чистоту Балтики окажется своевременным и значительным, а народы Балтийского моря будут жить в чистой и экологически безопасной среде».

181,4 млн евро - общий объем финансирования основных мероприятий программы по строительству ЮЗОС с учетом затрат на возведение цеха по сжиганию осадка сточных вод;
из них
121,72 млн евро - кредитные и заемные средства,
51,70 млн евро – гранты,
7,98 млн евро - средства ГУП «Водоканал СПб».

Подготовила Светлана Соснова

Тел. (812) 275-4423


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна