Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 80 сентябрь 2005
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

«Чудо строительного и архитектурного искусства»
Реконструкция моста Лейтенанта Шмидта

Проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта предусматривает воссоздание архитектурного облика существующего ранее Благовещенского, позднее Николаевского моста. За свою более чем 150-летнюю историю первая постоянная петербургская переправа, расположенная в нижнем течении Невы, реконструируется второй раз.

Современники называли Благовещенский мост, возведенный по проекту выдающегося инженера С. Кербедза в 1850 году, «чудом строительного и архитектурного искусства». В тридцатые годы прошлого века переправа перестала удовлетворять условиям судоходства и была перестроена по проекту академика Г. Передерия.
Что предполагается изменить, усовершенствовать современным проектом реконструкции моста, мы попросили рассказать заместителя технического директора по проектированию ЗАО «Институт «Стройпроект», главного инженера проекта реконструкции моста Татьяну Кузнецову.

– Татьяна Юрьевна, известно, что проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта, в частности, стратегия проведения работ, были предметом широкого обсуждения специалистов самого разного профиля. Вы предлагали несколько вариантов, какой из них в результате утвердила Главгосэкспертиза России?
– Считаю, из четырех вариантов проекта реконструкции, которые рассматривались, избран лучший, точнее, оптимальный как в экономическом отношении, так и с точки зрения инженерных решений. Он предполагает строительство временной переправы чуть выше по течению, и, значит, пропуск транспорта и пешеходов на весь период реконструкции сохранится. То есть в целом концепция не поменялась.
Безусловно, в ходе проектирования, как в любом творческом процессе, появляются новые решения, но они не изменяют общей идеи. Например, предполагалось, что при сооружении временной переправы существующие стационарные пролетные строения будут практически полностью перебазированы на временные опоры, а временный разводной пролет будет откатного типа. Однако позже пришли к выводу, что разводной пролет подъемного типа будет легче в эксплуатации на временной переправе.
Кроме того, не имеет особого смысла полностью передвигать на новые опоры стационарные пролетные строения существующего моста. Гораздо эффективнее в большей степени использовать инвентарные конструкции, то есть временные.
Конструкции временных пролетов наши специалисты разработали сами. В дальнейшем, после завершения реконструкции моста, они могут быть использованы в другом подобном проекте.

– Это, надо понимать, инженерные решения по временному мосту, а как будет преобразован существующий мост Лейтенанта Шмидта?
– Реконструкцией предусмотрена полная замена стационарных и разводного пролетных строений, в результате проезжая часть увеличится до 30,5 метра против сегодняшних 18. Безусловно, новый разводной пролет будет оснащен самым современным технологическим оборудованием. Цельносварные пролетные строения c железобетонной плитой проезжей части, которые служили с 30-х годов, с момента перестройки по проекту академика Передерия, решено заменить металлической ортотропной плитой. Такое решение при увеличении общей ширины моста до 37 метров не даст дополнительной нагрузки на существующие опоры. Опоры, в частности, основания фундаментов, как показали многочисленные исследования, не требуют замены, достаточно провести их реконструкцию.
Кроме того, мосту Лейтенанта Шмидта будет возвращен первоначальный архитектурный облик, задуманный Кербедзом. Известно, что во время перестройки моста в 30-е годы ажурные чугунные арочные фермы были заменены на стальные балки и в результате мост получил совершенно иной продольный фасад, изменилась его композиция. Кроме того, за прошлый век частично утрачены элементы декора чугунной решетки моста. Все утраты будут воссозданы заново.

– Татьяна Юрьевна, но ведь и ваш проект реконструкции привносит в сооружение много нового…
– Конечно, жизнь меняется, требует новаций. Но внешний облик, продольный фасад мы воссоздаем всеже по первоначальному варианту. Вероятно, те конструктивные изменения, которые были проведены в 30-е годы, были необходимы для развития города: мост расширился с 18 до 24 метров, разводной пролет перенесен от правого берега в середину русла, что позволило улучшить условия для прохождения судов. Впервые в практике мостостроения применены цельносварные железобетонные конструкции, которые исправно служили много лет.
Но если современники Кербедза называли Благовещенский мост «чудом строительного и архитектурного искусства», то про мост Лейтенанта Шмидта после перестройки говорили, что он «перегородил Неву как бы глухой стеной, низко нависшей над водой».

Считаю, в нашем проекте мы нашли ту золотую середину, которая требуется для современной жизни. Сохранили первоначальный архитектурный облик, композицию сооружения, но значительно расширили мост, применив современные конструкции, которые не дадут дополнительной нагрузки на фундаменты оснований.
Безусловно, и у нас возникают проблемы, например, в вопросах освещения переправы. Мост расширился на 13 метров, и, значит, существующие фонари не смогут обеспечить уровня освещения, которые рекомендуют отраслевые стандарты. Но время еще есть, как, собственно, и варианты решения этой проблемы.
Ширина моста давно не соответствовала уровню его загрузки и современным требованиям габаритов проезжей части. В разделе проекта, который касается транспортно-планировочных преобразований предусмотрено движение по четырем полосам в обоих направлениях. Проектные решения предполагают осуществлять беспрепятственное правоповоротное движение с моста, что позволит разгрузить прилегающие набережные, подъезды к мосту. Кроме того, при устройстве мостового дорожного полотна также будут применены самые прогрессивные технологии, в частности, литой асфальт, современные полиуретановые покрытия.
Реконструкция даст возможность радикально изменить условия движения, увеличит пропускную способность переправы, улучшит экологическое состояние территории, прилегающей к мосту, которая тоже подлежит реконструкции и обновлению. То есть важнейший для центральной части города транспортный узел и переправа, соединяющая Васильевский остров с материком, основательно преобразятся.

– Когда начнется строительство и по какой схеме будет проходить?
– В октябре начнутся работы по возведению временной переправы, которая встанет на новые металлические опоры. Кстати, створы для расположения опор временного моста мы выбирали с учетом современных условий и правил навигации. Все расчеты по нашему заказу выполнили ученые и специалисты Института водного транспорта.
Движение транспорта переключится на временную переправу в марте. Собственно, тогда и начнется работа над реконструкцией моста, которую предполагается завершить к 2007 г. Конкурсные торги на участие в работах по реконструкции моста Лейтенанта Шмидта уже состоялись, и победителем объявлен консорциум в составе ЗАО «Мостоотряд-19», ЗАО «Пилон», ЗАО «Институт «Стройпроект» и ЗАО «Гипростроймост».

Роза Михайлова

331-0500



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна