ЦЕНА
- мера стабильности. КАЧЕСТВО - мера успеха
ТОВАРНЫЕ БЕТОНЫ И РАСТВОРЫ
Прошедший год оказался для бетонной индустрии Санкт-Петербурга непростым.
По объЕмам потребления товарных бетонов и растворов рынок показал неплохой
рост – примерно на 10% больше, чем в 2003 году. Тем не менее ситуацию
нельзя назвать однозначно благоприятной. Правильнее сказать, ситуация
оказалась благоприятной не для всех.
Производственные мощности, сосредоточенные в Санкт-Петербурге, значительно
превышают объем потребления. Конкуренция жесткая, положение многих предприятий
нестабильно. По нашим сведениям, в 2004 году 8 площадок оказались не
в состоянии продолжать рентабельную хозяйственную деятельность. Трудно
сказать, сколько производств «выйдет из игры» в этом году.
Отметим, что большинство таких предприятий традиционно предлагали товарные
бетоны и растворы по ценам ниже рыночных. Строителям памятна судьба
«дешевой» компании «Виадук» – в отношении бетона действуют те же законы,
что и в отношении недвижимости. Заниженные цены – симптом финансовой
лихорадки.
История свидетельствует, что выживают далеко не все. Впрочем, справедливости
ради следует отметить, что пострадали не только «фирмы с большими дисконтами».
Системный кризис строительной отрасли, в полной мере проявившийся в
мае-июне прошлого года и продолжающийся по сию пору, и у крупных поставщиков
сформировал весьма причудливые «параболы» объемов реализации продукции.
У предприятий, активно работающих по долевому участию, рост показало
I полугодие. Начиная с июля – снижение кубатуры. Наоборот, поставщики,
чьи оборотные средства характеризуются более высокой ликвидностью, испытали
сложности именно в I полугодии. Последние 6 месяцев – стабильный рост,
с пиками в августе, октябре и декабре.
Все без исключения производители столкнулись со сложностями с дебиторской
задолженностью, летом проводились кампании по возврату «зависших» средств,
останавливались поставки неплательщикам и т. п. Причины кризиса в целом
понятны, о них уже много сказано, и мы не будем на них останавливаться.
Наблюдаемые нами попытки ряда ведущих предприятий прийти к соглашению
по поводу цен, обеспечивающих достаточную рентабельность производства,
оказались фикцией: при столкновениях эти же компании «падали в ноль».
В конце 2004 года создались предпосылки для настоящего демпинга, проявления
которого обнаружились в январе этого года.
Подобная политика не принесет особых успехов ее апологетам. Любые результаты,
достигнутые на этом поприще, – временны. Во-первых, нет объективных
предпосылок для снижения цен на товарные бетоны и растворы. Во-вторых,
дешевый бетон – это либо работа в убыток, либо суррогат из категории
«эконом-бетона» с пониженным содержанием цемента. В-третьих, это сигнал
о финансовых проблемах предприятия, испытывающего нехватку в средствах
для оплаты труда сотрудников и выполнения обязательств перед поставщиками.
В-четвертых, именно инициатору демпинга приходится в итоге вытаскивать
рынок из ценовой ямы – ведь снижают цены практически все производители.
Недоумение вызывает то обстоятельство, что лидеры рынка будто забыли:
если застройщику понадобится самый дешевый бетон, он закажет его у «оттаявших»
к весне небольших БСУ. От серьезных производителей ожидаются в первую
очередь надежность и гарантии.
По нашему мнению, современный рынок бетонов и растворов в Санкт-Петербурге
давно созрел для неценовой конкуренции. Такую конкуренцию могут обеспечить
только поставщики, обладающие, как сейчас модно говорить, развитыми
брендами. В конечном счете это значительно облегчит заказчику выбор
продукции: исходя из его потребностей, возможностей и амбиций.
Есть предпосылки считать, что положение стабилизируется во II половине
2005 года, когда, как мы полагаем, переломится к лучшему ситуация на
первичном рынке недвижимости. К тому времени предложение бетонов будет
заметно различаться по сферам применения и объемам поставок.
Учитывая экономическую устойчивость и стремление вести самостоятельную
политику, можно выделить ряд фирм, которые с наибольшей вероятностью
будут формировать рынок в 2006 году. Это «Объединение 45», «Ленстройдеталь»,
«Бетомикс ЛО», «СЗНК-Бетон» и «Метробетон» – то есть организации со
сложившимся стилем работы. Здесь не играет большой роли доля рынка.
Много – далеко не всегда эффективно. Следствиями погони за долей рынка
часто являются некачественная продукция, невыполненные обязательства
и экономически нецелесообразная работа.
Ведущие предприятия должны формировать в первую очередь не
ценовую политику, а политику качества. Только качество работает в долгосрочной
перспективе. Строительство - это всегда долгосрочная перспектива, и
застройщики будут выбирать те фирмы, которым доверяют.
Нас искренне радует то внимание, которое современные строительные организации
уделяют предложениям традиционных бетонов и растворов, обладающих улучшенными
техническими характеристиками, а также новой продукции.
В 2004 году мы создали две новых товарных группы:
Сложные растворы
Дольщики становятся все более требовательны к отделке квартир. Строительные
растворы, разработке и улучшению которых большинство производителей
не уделяет подобающего внимания, часто становятся «слабым звеном» –
с ними сложно работать, поверхности растрескиваются, крошатся и т. д.
Поэтому «СЗНК-Бетон» предлагает принципиально новые растворы, специально
созданные для полов и для стяжек.
Наши сложные растворы обладают повышенными характеристиками по удобоукладываемости,
прочности (включая прочность на растяжение и изгиб!), устойчивости к
истиранию и к воздействию агрессивных сред с pH >3.
Эта продукция поможет избавиться от вынужденного ремонта новых квартир.
Ее единственный недостаток – она несколько дороже рядовых растворов.
Но дешевле она быть не может.
Цветные бетоны
Мы производим поставки такой продукции для промышленного строительства,
но их применение может быть значительно шире: полы в торговых залах,
в логистических центрах, местах парковок и так далее.
Их основное преимущество заключается не в том, что полученная поверхность
обладает цветом, но в быстром устранении сколов, возникших, например,
при падении груза: цвет – это свойство бетона, а не каких-либо полимерных
покрытий, которые при повреждении начинают стремительно «разлагаться».
Заметим, что цветной бетон обладает всеми заданными параметрами: по
прочности, водонепроницаемости, удобоукладываемости, морозостойкости
и так далее.
Хорошему бетону не обязательно быть серым!
В настоящее время мы в сотрудничестве с ГАСУ и НИИЖБ готовим комплексное
предложение по фибробетонам.
Простота их производства обманчива: требования к фибробетонам должны
быть жесткими, а характеристики – тщательно установленными. Сфера применения
такой продукции очень широка (полы, сваи, несущие стены, дорожные покрытия
и т. д.), и для каждого вида конструкции должны быть разработаны свои
рецептуры.
Еще одной распространенной ошибкой является невнимание к технологическому
процессу загрузки фибры в смеситель. Обыкновенное опорожнение мешка
в автобетоновоз не выдерживает критики: фибра должна поступать равномерно
и порционно. Именно поэтому мы работаем, во-первых, над обеспечением
правильного производственного процесса и, во-вторых, над созданием подборов,
полностью соответствующих требованиям строительства.
Более отдаленная перспектива – это самоуплотняющиеся и сверхпрочные
бетоны. Здесь работы ведутся параллельно несколькими производителями,
и данный факт вызывает оптимизм – это конструктивная работа, нацеленная
в будущее, на возведение качественно новых объектов, которые украсят
наш город. А добросовестная конкуренция оставит лишь самое лучшее и
самое нужное.
«СЗНК-Бетон», являясь одним из ведущих производителей товарных
бетонов и растворов, проводит постоянную работу по развитию ассортимента
и по улучшению качества продукции и услуг. Мы работаем только для заказчика,
и наша доля рынка - всего лишь следствие партнерских отношений со строителями,
основанных на взаимном доверии.
Д. С. Уваров
Руководитель отдела маркетинга Холдинговой компании «СЗНК»
192007, Россия, Санкт-Петербург,
Воронежская ул., д. 33, к. 2
Тел./факс: (812) 103-5351, 103-5354
О НАШЕИ РАБОТЕ
ЗАО «ВЕДА»
Прошлый
год стал очень успешным для нашей компании. Объем продаж предприятия
в 2004 году вырос более чем на 20%, достигнув 82 миллионов литров. По
результатам года ЗАО «Веда» является вторым крупнейшим производителем
водки в России и вплотную приближается к первому месту в рейтинге ликероводочных
заводов.
В настоящее время на ЗАО «Веда» осуществляется реконструкция одного
из производственных цехов. Проведенные работы позволят увеличить производительность
завода и повысить качество выпускаемой продукции.
ЗАО «СЗНК-Бетон» осуществляло работы по бетонированию полов в новом
цехе розлива. Отличительной особенностью этого проекта было сочетание
строительно-монтажных работ с непрерывным функционированием предприятия.
В таких условиях на первый план выходят высокие требования по технике
безопасности и соблюдению графика работ. ЗАО «СЗНК-Бетон» продемонстрировало
блестящие результаты и в отношении выполнения заданных параметров работ
и в том, что касалось ритмичности поставок. Даже удаленность нашего
объекта от Санкт-Петербурга не повлияла на высокое качество поставляемого
бетона.
Анатолий Петрович Мащенко
Генеральный директор ЗАО «Веда»
ООО «Жилстройинвест-Стройкомплекс»
Наша
организация была сформирована в рамках холдинга «Жилстройинвест» в мае
2004 года. В прошедшем году мы взяли на себя функции генерального подрядчика
на крупном объекте, расположенном по адресу: Ленинский проспект, 147.
Главным нашим достижением я считаю своевременное и качественное выполнение
ответственных конструкций – мы заливали ростверки и монолитные участки.
Работы мы выполнили с опережением графика – погодные условия помогли.
Конструкции были сложные, проект не простой, но квалифицированных рабочих,
бригадиров у нас достаточно. Сотрудники у нас опытные.
Бетон мы заказываем у «СЗНК». Нам было с кем сравнить – они работали
стабильнее, чем другие поставщики, качество бетона у них хорошее. Мы
даже проводили испытания – независимо от них: бетон, пожалуй, даже более
чем соответствовал маркам по прочности и водонепроницаемости.
У «СЗНК-Бетон» опытнее водители: когда Кубинская была закрыта, приходилось
ездить с площади Конституции, дворами и проездами. Их водители быстро
находили маршрут, не плутали. Можно заказывать бетон и в выходные дни,
и ночью.
Эта организация действительно работает под заказчика.
Филонов Александр Егорович
Директор ООО «Жилстройинвест-Стройкомплекс»
ООО «УМТС Треста № 68»
ЗАО
«Трест № 68» – солидная многопрофильная организация, успешно работает
с 1976 года в сфере строительства.
Из крупных объектов, завершенных в 2004 году, могу назвать школу на
1000 человек в Тосно, нефтеперекачивающую станцию в Киришах, 16-этажный
дом в районе Рыбацкое. Скоро войдет в строй II очередь завода по выпуску
вибропрессованных изделий: стеновых камней, перегородок и тротуарной
плитки, – который мы строим своими силами.
УМТС ЗАО «Трест № 68» организовано 5 мая 2004 года как дочернее предприятие
ЗАО «Трест № 68» для решения вопросов по снабжению и технике. Кроме
снабжения и транспорта мы успешно занимаемся строительно-монтажными
работами: проводим земляные работы, благоустраиваем территории, делаем
дороги и фундаменты. Заказчики нас уже полюбили, объекты у нас есть.
Главная заслуга нашего поставщика – «СЗНК-Бетон» – они упорно перестраивали
свою работу под наши требования, проблем ни с качеством, ни с выполнением
графика поставки практически нет.
Хотелось бы пожелать «СЗНК-Бетон» еще больших успехов, становиться все
крепче и крепче – тогда и нам будет легче работать.
Анатолий Алексеевич Чайков
Заместитель директора ООО «УМТС Треста № 68»