Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
№ 71 август 2004
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


К вопросу о развитии туризма в Санкт- Петербурге
Программа-максимум

ЗАО «Ленинградский Промстройпроект» в 2002 году по договору с Комитетом по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга разработал первый этап Концепции развития туристской индустрии Санкт-Петербурга: «Анализ существующего положения в области туризма»
В 2003 году по заказу Северо-Западного регионального отделения Российского Союза туристской индустрии и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города ЗАО «Ленпромстройпроект» завершило разработку следующего этапа концепции: «Программа развития и размещения гостиничного комплекса Санкт-Петербурга».
За это время институт сформировал необходимую информационную базу. Нам представляется целесообразным завершить начатую работу и использовать имеющиеся материалы хотя бы на стадии завершения Генерального плана города.

Со времени основания Санкт-Петербурга город формировался как политический, деловой, научный, военный, экономический, исторический и культурный центр России. Можно с полной уверенностью сказать, что Санкт-Петербург является почти столь же привлекательной туристской дестинацией, как Париж, Рим, Нью-Йорк, Шанхай, Пекин и ряд других городов, которые пользуются повышенным вниманием туристов из всех стран мира.
По документам всемирного наследия ЮНЕСКО исторический центр Санкт-Петербурга характеризуется как «единственное в своем роде и совершенное воплощение в течение 200 лет на обширном пространстве европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом».

Однако, обладая значительным потенциалом, Санкт-Петербург ни по количеству туристов, ни по доходу от туристской деятельности пока еще не может сравниться с городами – общепризнанными центрами туризма, в которых показатели, характеризующие экономику туризма, примерно на порядок выше.

На долю Москвы приходится около 66% от доходов всех гостиниц страны, в то время как на долю Санкт-Петербурга – лишь 9%. Средняя загрузка многих гостиниц города составляет примерно 25–40%.
Причиной такого положения в первую очередь является отсутствие единой системной скоординированной государственной политики в области туризма в масштабах России и в том числе Санкт-Петербурга. Анализ состояния дел в этой отрасли показал, что город использует инфраструктуру, созданную преимущественно еще в прошлом веке. А о санитарно-гигиенических условиях и говорить нечего.
Да, в городе сосредоточены уникальные здания и музеи. Архитектурные шедевры Петербурга и пригородов – часть мирового наследия. Однако за последние десятилетия мы не привнесли ничего нового в сферу организации активного отдыха. И пока лишь усугубляем положение бессистемным отношением к развитию одной из самых «капризных индустрий» – индустрии туризма.

Всю сложнейшую проблему развития туристской отрасли зачастую сводят к проблеме недостатка гостиниц разных категорий, отсутствию дорожной инфраструктуры, соответствующей европейским стандартам, или к разработке общей концепции имиджа города. Следует отметить, что даже существенные льготы (например, по налогообложению) при строительстве объектов туристского обслуживания, в том числе гостиниц, слабо привлекают инвесторов.
Возникает парадокс: в наиболее рентабельную сферу бизнеса не идут деньги, город теряет потенциальные возможности развития экономики, в том числе для решения социальных задач за счет развития въездного туризма. При сохранении существующей ситуации действующий
гостиничный фонд будет приходить в упадок, и через несколько лет в городе могут остаться лишь уже существующие гостиницы первого и среднего класса.

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга поставил задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в городе до европейских стандартов, т. е. с 7 гостиничных мест на 1000 жителей до 14–15 мест.

Для этого необходимо построить около 150 гостиниц на 15 тыс. номеров. За 2000–2002 гг. введены в эксплуатацию только 4 объекта гостиничной инфраструктуры. В стадии строительства находятся 22 объекта, в стадии реконструкции – 25. Изыскательские работы ведутся еще на 2 десятках земельных участков.
Существует 139 адресов, по которым, по мнению инвестиционного комитета, можно строить и оборудовать гостиницы.Однако проблема заключается в том, что по большинству указанных адресов построить достаточно крупный гостиничный комплекс просто невозможно. В лучшем случае эти здания и участки пригодны для размещения лишь небольших отелей.

Ряд инвесторов предпочитает строить так называемые апартамент-отели, что, по сути, является скрытой формой жилищного строительства. Такие новостройки в основном концентрируются в районах Крестовского и Каменного островов, как правило, в зонах, запрещенных под жилую застройку, а также в Курортном районе. Не повторится ли в Петербурге печальный опыт Москвы конца 90-х годов, когда, несмотря на ряд принятых организационных мер, после проведенного расчета рентабельности большинство выделенных под гостиницы земельных участков было решено застраивать быстроокупаемым коммерческим жильем и офисными комплексами?

Санкт-Петербургу нужна научно обоснованная концепция развития туризма как многоотраслевого инфраструктурного образования, составляющего существенную часть экономики города.
Для того чтобы туризм стал приоритетным направлением дальнейшего развития города, необходимо, на наш взгляд, предусмотреть максимальное освобождение территорий исторического центра от неэффективных и ресурсоемких промышленных предприятий, коммунально-складских сооружений. А также решить множество других организационно-правовых проблем, в том числе и с резервированием территорий под системообразующие объекты, к которым относятся и объекты внешнего транспорта, крупные гостиничные комплексы, тематические парки.

В концепции необходимо определить, какие виды туризма и в каких районах города способны обеспечить устойчивое и рентабельное развитие туристской системы.

Экспорт богатейших туристских ресурсов Петербурга, по крайней мере на ближайшую пяти-восьмилетнюю перспективу, был бы более эффективной формой участия города в экономическом разделении труда России, чем городская поддержка тех сфер промышленной конкуренции, где наша продукция не соответствует стандартам мирового рынка.

Формирование единой системы туристской индустрии Санкт-Петербурга должно быть увязано с общей градостроительной концепцией развития города, с учетом предполагаемого строительства новых транспортных узлов, объектов внешнего транспорта, городских магистралей, имеющихся предложений по сооружению центральных пешеходных туристских зон, развитию жилых зон и т. д. в рамках нового генерального плана.

Сегодня процесс размещения наиболее капиталоемких гостиничных объектов и сопутствующей инфраструктуры: транспортных подъездов и стоянок, пешеходных подходов, связи гостиниц с центром города и его достопримечательностями – происходит крайне неупорядоченно, что в дальнейшем приведет к очевидным неудобствам туристов и уменьшит притягательность города для путешественников. Недостаточно используется потенциал пригородов – Пушкина, Павловска, Петергофа, Ораниенбаума.
Нуждается в первоочередном архитектурном и инженерно-техническом обеспечении и Курортный район Санкт-Петербурга с его богатыми лечебно-оздоровительными ресурсами. Его развитие позволит упорядочить часть рекреационных нагрузок в летний период, а также привлечет дополнительных туристов в межсезонье.

Особенно важно определить мощность въездного потока туристов в «пиковые периоды» с учетом емкости туристских объектов, пропускной способности существующих транспортных коммуникаций на основных подходах к Санкт-Петербургу и в его центральной части. Так, Эрмитаж, первый по посещаемости туристский объект Санкт-Петербурга, с учетом графика сезонной нагрузки способен принять только 1 млн 200 тыс. туристов в год. Дальнейшее увеличение туристских потоков приведет к ухудшению качества этой услуги.
Явно недостаточна пропускная способность по приему туристов аэропортов Пулково. Имеется дефицит причалов, оборудованных пассажирскими терминалами для приема круизных пассажиров (их протяженность не превышает 2 км, тогда как в Генуе – 20 км, Нью-Йорке – 40 км), а также стоянок автобусов.

В чем должна заключаться помощь города в развитии туризма? В разрабатываемой концепции необходимо ответить на вопрос, каким образом оценить вклад туристской инфраструктуры в экономику города, в его бюджет, и какова отдача вкладываемых средств в развитие въездного туризма.

Кроме того, необходимо:
· зарезервировать согласованные с соответствующими комитетами городской администрации ключевые участки территории города для размещения объектов туристской инфраструктуры;
· увеличить сроки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков с рассрочкой платежей на период нормативных сроков проектирования и строительства гостиниц.
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, тем не менее он доказывает необходимость глубокой методической и проектной проработки развития туризма в городе, что будет способствовать повышению конкурентоспособности туристской индустрии Санкт-Петербурга.

С. А. Смирнова, В. В. Финогенов

196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Тел. 374-0897,
факс 375-9215
E-mail:


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54