АЛЬТЕРНАТИВА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОДЗЕМКИ
Проект «Надземный экспресс»
Правительство Петербурга и канадская компания «Бомбардье Транспортейшн»
продолжают работу над проектом Автоматизированной скоростной транспортной
системы – Южная линия «Надземный экспресс». Проект предусматривает строительство
Южного полукольца надземной железной дороги. Она соединит между собой
5 районов города, свяжет их с радиальными линиями метрополитена.
Если проект удастся реализовать, а от намерения создать автоматизированную
скоростную транспортную систему городские власти пока не отказались,
– то первый надземный экспресс в России появится именно в Петербурге.
Работа над проектом началась несколько лет назад, в 1999 году Комитет
экономического развития, промышленной политики и торговли администрации
Санкт-Петербурга заказал разработку бизнес-плана проектировщикам ЗАО
«Ленпромтранспроект». На основании бизнес-плана специалисты Комитета
провели анализ рынка производителей автоматизированных транспортных
систем.
В результате в конце 2002 года между администрацией города и канадской
компанией-производителем «Бомбардье Транспортейшн» был подписан «Меморандум
о взаимопонимании». Соглашение предусматривало разработку компанией
«Бомбардье» проекта – основополагающего документа по проектированию,
строительству, эксплуатации и техобслуживанию автоматической надземной
системы скоростного пассажирского транспорта в юго-западной части города.
В марте 2003 представленные компанией документы были рассмотрены городским
правительством и возвращены на доработку. Компания учла пожелания и
в феврале 2004 года представила доработанный вариант предложений по
строительству автоматизированной скоростной транспортной системы.
Уже известно, что по проекту Южная линия АСТС соединит 5 крупных районов,
расположенных в южной части Петербурга – Красносельский, Кировский,
Московский, Фрунзенский и Невский. Надземный экспресс свяжет западную
часть окрестностей Сосновой Поляны с микрорайоном Обухово и таким образом,
сообщаясь с тремя диаметральными линиями метро (станции «Проспект Ветеранов»,
«Купчино» и «Обухово»), соединит собой две ветки пригородных поездов.
В перспективе рассматривается соединение и с четвертой линией подземки.
Надземная трасса, длиной около 20 км, ориентировочно пройдет таким маршрутом:
проспект Ветеранов (начиная от ул. Пионерстроя), далее – Дачный проспект
– улица Предпортовая – Дунайский – проспект 9 Января – Глухоозерское
шоссе – Большой Смоленский проспект – ул. Коллонтай – ул. Коммуны –
Ириновский проспект.
Проект в таком варианте позволит достичь главной цели – обеспечить
скоростную связь между периферийными районами города по кратчайшим направлениям.
Первоначально трасса будет состоять из 13 станций с четырьмя пересадочными
– «Проспект Ветеранов», «Обухово», «Будапештская», «Бухарестская». Скорость
движения поездов составит не менее 45 км в час, что как минимум вдвое
выше, чем сегодня на наземном транспорте.
По расчетам разработчиков, уже в первый год ввода в действие
надземный экспресс способен перевозить более 260 тысяч пассажиров в
сутки. Это, конечно, даст возможность решить транспортную проблему южных
районов.
Как сообщил 3 июня вице-губернатор Санкт-Петербурга Ю. В. Молчанов,
– в течение марта–апреля этого года обсуждения проекта продолжались:
проходили совещания и рабочие встречи с участием членов правительства
Санкт-Петербурга, представителей Комитетов правительства, депутатов
Законодательного собрания.
В результате принято решение о необходимости дальнейшей проработки документов,
продлении сроков исследовательских работ. В частности, предстоит еще
раз детально проанализировать пассажиропотоки, уточнить варианты прохождения
трассы, рассмотреть вопросы, связанные с правовым, финансовым и юридическим
аспектами.
Немаловажно, что предложено учесть возможности привлечения местных подрядных
организаций и городских промышленных предприятий при реализации проекта.
Стоимость проекта весьма велика и непосильна для городского бюджета
в одиночку. Поэтому финансирование его предполагается вести за счет
государственных средств и средств инвесторов. Подобная форма – государственно-частное
партнерство – наиболее привлекательна для обеих сторон.
Одним из видов такого партнерства являются концессии. Объектами концессионных
отношений может выступать имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга.
В том числе предприятия, земельные участки, объекты инженерной, транспортной
и социальной инфраструктуры, объекты социального и культурно-бытового
обслуживания.
По словам председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам
А. В. Михайленко, внедрение механизмов концессий позволит городу организовать
эффективные схемы управления своими активами без их отчуждения. Комитет
по инвестициям и стратегическим проектам совместно с Законодательным
собранием Санкт-Петербурга занимается разработкой законопроекта о порядке
заключения концессионных соглашений. Внесение проекта закона Санкт-Петербурга
«О концессионном инвестировании в Санкт-Петербурге» в Законодательное
собрание запланировано в третьем квартале 2004 года. Если Закон будет
одобрен и принят депутатами, это, безусловно, ускорит продвижение многих
инвестиционных проектов.
Подготовила Роза Михайлова
Тел. 276 -6067