ПРОЕКТИРУЕМЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ В ВЫСОЦКЕ
ОТВЕЧАЕТ САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕбОВАНИЯМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Распределительный перевалочный комплекс нефтепродуктов (РПКН) «Лукойл-II»
в Высоцке по имеющимся на сегодня данным станет одним из крупнейших
терминалов в России по перевалке нефтепродуктов через Балтику
Г енеральным проектировщиком береговой части и всего комплекса в целом
является ЗАО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтехимпроект». Среди субподрядных проектных
организаций – ведущие научно-исследовательские и проектные организации
Санкт-Петербурга.
Для проектирования так называемой морской части в качестве генпроектировщика
был привлечен 23 Государственный морской проектный институт Министерства
обороны РФ (23 ГМПИ МО РФ) г. Санкт-Петербург.
В состав морской части входят: весь комплекс гидротехнических сооружений,
участок береговой территории, включающий в себя морской пункт пропуска,
а также системы навигационного обеспечения и обеспечения безопасности
движения судов.
На предшествующих стадиях проектирования («Декларация (ходатайство) о
намерениях» и «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО)) институтом кроме
проектирования морской части проекта выполнен весь комплекс инженерно-геологических
изысканий в акватории и на суше. Также разработаны два важных раздела
проекта – «Охрана окружающей среды» (ООС) и, совместно с проектным институтом
«Петрохимтехнология», «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС).
ТЭО разработано институтом всего за три месяца и за последующие пять месяцев
было согласовано во всех органах государственного надзора местного и федерального
уровней.
Завершающую подпись в согласовании ТЭО поставила Главгосэкспертиза
Госстроя России 27 марта 2003 года.
Разработка ТЭО в столь сжатые сроки явилась для института непростой задачей,
и ее выполнению способствовали два объективных условия.
Первое – это тот факт, что на месте проектируемого комплекса ранее планировалось
строительство терминала по перевалке аммиака и метанола «Балтхимэкспорт»,
в проектировании гидротехнической части которого в свое время также участвовал
23 ГМПИ МО РФ, с разработкой для него полного комплекта экологической
документации ее согласования и утверждения в установленном порядке с органами
государственного и экологического контроля.
Это позволило использовать в новом проекте ранее разработанные
и согласованные материалы уже с самого начала проектирования.
Второе – это тесная кооперация и взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими
и проектными институтами Санкт-Петербурга.
При разработке Декларации о намерениях и ТЭО на субподряде у института
работали: ПИ «Петрохимтехнология», Региональный геоэкологический центр,
Институт Арктики и Антарктики, ЦНИИ им. Крылова, ЦНИИ МФ, Научный центр
«Прикладная химия», ПИ ИМЭПОРЗ и ряд других организаций.
На рабочей стадии с институтом взаимодействуют: ЗАО «ГТ Морстрой», ЦНИИ
МФ, НЦ «Прикладная химия» и ЗАО «Эскорт-Центр».
В достаточно сложных гидрогеологических условиях 23 ГМПИ МО РФ при принятии
основных проектных решений использовал свой более чем семидесятилетний
опыт гидротехнического и технологического проектирования. Это позволило
обеспечить соответствие проектируемого терминала самым высоким современным
отечественным и международным требованиям, в том числе и требованиям экологической
безопасности.
На этом остановлюсь подробнее. При разработке природоохранных мероприятий
23 ГМПИ МО РФ руководствовался требованиями нормативных документов Российской
Федерации, международных конвенций, а также требованиями общей политики
экологической безопасности нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
В конечном итоге по совокупности принятых природоохранных решений
проектируемый РПКН получился уникальным, не имеющим аналогов в РФ.
Это наглядно демонстрирует тот перечень природоохранных мероприятий, реализация
которых заложена в проекте: использование резервуаров с двойными стенками
и днищем («стакан в стакане»), полная газоуравнительная система, использование
установки утилизации паров светлых нефтепродуктов, ведение ряда процессов
под так называемой азотной подушкой, строительство комплекса очистных
сооружений, использование самого современного технологического и инженерного
оборудования, максимальное использование естественных гидрогеологических
условий акватории при компоновке и проектировании гидротехнических сооружений,
разработка мероприятий по ликвидации аварийных проливов нефти и т.д.
Все вышеперечисленные решения, предусмотренные в проекте строительства
РПКН, позволят свести его воздействие на все компоненты окружающей среды
до допустимых значений как в режиме повседневной эксплуатации, так и при
возможных аварийных ситуациях.
В настоящее время 23 ГМПИ МО РФ заканчивает разработку рабочей
документации (РД) первого пускового комплекса морской части терминала.
Сроки на разработку РД установлены еще более сжатые, так как к ноябрю
2003 года терминал должен принять первый танкер дедвейтом
47 тыс.тонн. В перспективе, после завершения строительства второй очереди
комплекса, терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 80 тыс. тонн.
Владимир Витальевич Калаев, главный инженер проекта
23 ГМПИ МО РФ
190000, Санкт-Петербург,
а/я 269, 23 ГМПИ МО РФ
Тел. (812) 277-0002,
факс 277-0173